home

 

МЕТОД ИДЕОКОРРЕКЦИИИ (ИДЕОАНАЛИЗ)

(Метод реконструкции личности, избавления от деструктивности мышления, и всего связанного с этим - проблем, неврозов, болезней, зависимостей...)

        Идеоанализ является методом межсубъектного взаимодействия, по типу психотерапевтического. Метод возможно применять не только при очном контакте, но и заочно, по почтовой, e-mail, SMS переписке и телефонии.

        Метод продолжает школу отечественной динамической психотерапии, но находится на другом методологическом уровне – отказывается от предмета «психика» и переходит на предмет «идея» как выражение отношений, являясь, по-существу, методом прикладной идеологии, если считать ее состоявшейся наукой об идеях, их свойствах и законах, со своим собственным предметом и методом.

         Целью идеоанализа является реконструкция личности, как системы отношений, а также мышления в конструктивное русло, уничтожение деструктивности во всех ее проявлениях (стремление к самоуничтожению и разрушительность вовне, психологические проблемы, болезни, расстройства, зависимости, социальная дезадаптация, и пр.) 

         Задачи идеоаналитика, вытекающие из цели идеоанализа:

1) Привить мышлению корректируемого трехуровневую динамическую систему с тем, чтобы в дальнейшем эта система развивалась, работала сама, автономно. Роль идеоаналитика к концу идеоанализа должна быть сведена к нулю. Метод действует как стартер, «запускающий» в подвижное состояние залипшие, статичные тенденции мышления (синонимы – косность, тенденциозность, «зацикленность», «упертость», «зашоренность»).

2) Добиться, чтобы все три идейные составляющие – субъект, объект и отношение субъекта к объекту были представлены в мышлении корректируемого ясно выраженном, нетенденциозном, подвижном виде.

3) Уничтожить явную, ярко выраженную тенденциозность, выявленную в ходе гуманитарной диагностики.

        На преварительном этапе, перед стартом анализа, происходит:

1) Сбор гуманитарного анамнеза. Обычно он заключается в исследовании самого запроса, мотивации корректируемого, истребовании его биографии в плане истории развития проблемности мышления и отношений.

2) Постановка гуманитарного диагноза – по семантическим и другим маркерам выясняются наиболее выраженные "...измы" в мышлении и отношениях корректируемого (по систематизации в теории тенденций), которые и будут основными мишенями идеокоррекции.

3) Выносится прогноз на анализ. Заочный идеоанализ по переписке рекомендуется, если в текстах корректируемого выдержана этика, отсутствуют семантические, орфографические, пунктуационные повторяемые деформации – всё то, что могло бы означать наличие психотических нарушений. Кроме того, прогноз включает предполагаемое количество писем до выполнения задач идеоанализа. Для прохождения курса идеокоррекции обычно достаточно в среднем около 10 аналитических писем. Далее, при необходимости, возможна поддержка по запросу корректируемого.

        Коренное отличие идеоанализа от других методов состоит в том, что этот метод разрешающий. Никаких явных или скрытых интервентных проявлений внушения, переубеждения, заставления не используется. Кроме того, корректируемому предлагается разрешить себе абсолютно всё, не исключая и отрицательное. Используется общефилософский парадоксальный принцип – если разрушителю (в том числе и ментальному, например – страху, зависимости, навязчивости и пр.) дать полную свободу, то этот деструктор, потеряв «врага» – того, с кем ему бороться, будет вынужден направить свою разрушительность на себя и самоуничтожится. Причем, если скажем, речь идет о страхе, то он самоуничтожается только в неадекватной своей части, что очень важно, когда трудно вычленить излишний неадекватный страх.

        Идеокоррекция подводит корректируемого к радикальной реконструкции системы отношений (личности) максимально широким подходом с трех уровней: субъективного, объективного и относительного. Субъективный уровень корректируется поведенческим, научением, объективный – рациональной конфронтацией с проблемной тенденциозностью, относительный – эмоциональным позиционированием в настоящем, путем переоценкой ценностей в прошлом, и в представляемой будущей перспективе.

        I. Субъективная часть работы состоит в научении, в императивах, не являющихся интервентными. В общении корректируемым принимается правило строить любое высказывание диспозитивно, от первого лица по принципу: «Мне (не) нравится…», «Я (не) хочу…», причем указывается на необходимость постоянного употребления обеих фраз в паре. «Нравится» понимается как мгновенная оценка, «хочу» – как протяженная, перспективная, динамическая. В процессе построения фразы таким образом формируется интенция отношения: «Я» – субъект, «(не) хочу, (не) нравится» – отношение, и далее любой объект «не-Я». «Я» превращается в нечто цельное, стабильное, отношение представляется в двух интенциях, динамической и феноменологической, а объект – в парадоксальную переменную. В отношении к физическим и психическим явлениям в себе – та же схема. Обращается внимание на недопустимость кому бы то ни было объяснять эмоции, нельзя говорить «Я хочу…, потому что…», поскольку рациональное объяснение эмоции может быть только фрагментарным, искажающим суть оценки, открывающим дорогу манипулятивному, дистанцированному взаимодействию. Производится научение антиманипулятивным методам общения.

         В процессе работы над субъективным желательна апелляция к искусству (в соответствии с предпочтениями корректируемого), как деятельности, оперирующей субъективными очевидностями.

        II. В объективном плане корректируемый вместе с идеоаналитиком выступает в роли полноправного исследователя особенностей собственных внутренних и внешних отношений. Происходит переход от конкретики жизненных явлений к абстракциям, объединяющим эти явления. Уровень абстрагирования считается достаточным, когда проблемное видение объектов переходит в диалектическое, любое явление, в. т. ч. и болезнь, проблема рассматриваются в равновесии положительных и отрицательных оценок. Абстракции представлены как тенденции отношения. Идеоаналитик помогает корректируемому абстрагировать, стараясь конкретные явления объединить в группу по тенденциозности, что приводит к конфронтации корректируемого с этой собственной проблемной и деструктивной тенденциозностью.

        Для корректируемого тенденции всегда могут быть представлены в доступной для него форме, независимо от образования. Особо подчеркивается тождество тенденций отношения к внешнему, социальному, средовому, и тенденций в отношении к внутренним физическим и психическим явлениям. Например: если по отношению к другим людям у корректируемого наблюдается дистанцирование, избегание выражения собственных и невосприятие чужих оценок, пассивно- или активно-манипулятивное общение через интеллектуализацию, через понятие «надо», «должен», то и в отношении к себе такая же тенденция: собственные оценки и эмоции не воспринимаются, физическими потребностями пренебрегается, идут попытки себя заставить, подавить, с собой бороться. Технически рациональная работа с объективным в основном состоит в выделении тех высказываний корректируемого, где объективное (в т. ч. и болезнь, проблема) получает одностороннюю оценку и проявлении для него противоположного взгляда на то же явление.

        Полезным включением в технику рациональной конфронтации с проблемной тенденциозностью является анализ сновидений. В данном контексте нет необходимости интерпретировать образы и объекты, возникающие в сновидениях, как это происходит, например, в психоанализе. Здесь нужно от них максимально абстрагироваться и сфокусироваться на отношении и процессах изменений отношений и эмоций в процессе сна. Выделяются только тенденции субъект-объектных отношений, которые сами по себе не требуют интерпретаций, являются буквальным отражением тенденций отношений клиента, существующих в реальности, в состоянии бодрствования. Сон рассматривается как манифестация проблемной тенденциозности, проблемных отношений.

        В процессе работы над объективным желательна апелляция к науке, как деятельности, оперирующей объективными очевидностями.

        III. Относительный аспект идеокоррекции ориентирован на динамическую проработку оценок и переоценку ценностей. Оценка, как динамическое явление, формируется на всём континууме прошлое – настоящее – будущее. Оценочные тенденции, при проработке в прошлом методами динамической психотерапии, в идеологической её части, позволяют корректируемому вернуться в те эмоциональные состояния, которые эти тенденции сформировали, и приблизить эмоции к сегодняшней реальности – происходит переоценка ценностей, коррекция тенденций, если они выбиваются из сегодняшней средовой компенсации (эмоции рассматриваются только в нефизиологической их части – как оценочная деятельность). Так как динамическая психотерапия ориентирована на прошлое, а для адекватного позиционирования в настоящем, необходима постоянная перспективная проработка в будущем, внимание акцентируется на том, к чему стремится корректируемый (обычно это состояние счастья, которое не остается неизменным, а реформируется в сознании корректируемого в процессе идеокоррекции). В случаях суицидальных тенденций рекомендуется виртуальный перенос в состояние смерти, как стопроцентно неминуемого события в будущем (методика психоэвтаназии), с целью переоценки ценностей с точки зрения этого состояния. В виртуальном состоянии смерти ценности приходят в иерархический континуальный порядок, жизнь предстаёт как главная неоспоримая ценность.

        В процессе работы над относительным аспектом желательна апелляция к религии (в соответствии с культуральными предпочтениями клиента), как деятельности, оперирующей относительными очевидностями. Идеоанализ основывается на трехуровневой системе, признаки которой наблюдаются и в евангельском учении Иисуса Христа - статья.

        Неотвратимость, стабильность процесса идеокорррекции обеспечивается тем, что, если один уровень, или два временно тормозятся, сбоят, например, по причине сопротивления, то роль ведущего занимает работающий. Чаще всего при «перегреве» необходимо отходить на субъективный (поведенческий) уровень и заняться механическим тренингом «хочу-нравится», предлагая корректируемому в ходе, скажем, заочной переписки, на каждую свою мысль, на каждый контекст, на каждую значимую фразу составить четыре предложения:

Мне не нравится ...
Я не хочу ...
Мне нравится ...
Я хочу ...

        Далее следуют разбор и правка ошибок, которые допускает корректируемый, рекомендации применить этот способ выражений в реальной жизни. Данный тренинг оттачивает субъект-объектные отношения в мгновенных («нравится») и протяженных («хочу») оценках, в позитивных устремлениях и негативных отталкиваниях («не...»).

        Объектом идеокоррекции является идеосфера человека, система отношений, личность.

          Купирование симптома, или решение психологической проблемы, с точки зрения динамического подхода, показателем эффективности не является, поскольку в большинстве случаев означает, что проблема не исчезла, редуцировалась в другую, зачастую, пока невидимую плоскость. Отличие техники идеокоррекции, от других психотехник в том, что деструктивность не редуцируется внутри личности, а отжимается вовне, в социум, фактически – возвращается источнику деструктивности, принуждая его оборачивать деструктивность на себя (саморазрушение), или исправлять собственными методами. В связи с этим, отторгающее, а иногда даже агрессивное поведение окружения, теряющего возможность манипулирования человеком, обратившемся к идеокоррекции, является обязательным, но временным. В отложенном итоге отношения становятся конструктивными, строятся на основе взаимоуважения вне зависимости от личностей окружения, а также культурных, исторических, политических и пр. предпочтений окружающих социальных групп.

        Показателем эффективности идеокоррекции считается субъективная оценка корректируемым актуальных для него жизненных процессов на обозримом отрезке времени, как позитивные, устойчивые, конструктивные. Медлительность перемен является признаком устойчивости процесса. Объективно эффективность оценивается по тем же признакам. Косвенным, но обязательным сопутствующим результатом эффективного идеоанализа является равновесное развитие личности в трех планах: научном, религиозном и в плане искусства. Идеоанализ имеет те же мишени, что и эта триада:
субъективный уровень – область воздействия искусства, базирующегося на субъективных очевидностях;
объективный уровень развивает наука, оперирующая объективными очевидностями;
относительным уровнем занимается религия (субъекты и объекты оправданно представлены в религии в виде символов, догм, образов, т. е. неочевидных инстанций, очевидными и актуальными являются отношения, оценки).

        В самом общем смысле идеоанализ можно назвать демифологизацией личности, т. к. тенденциозность является, кроме деструктивности, еще и источником мифологии в современном её понимании. Вскрытие тенденциозности означает развенчание мифа, уничтожение лжи.

        Идеокоррекцию вполне возможно осуществлять заочно, с использованием средств связи: телефона, почтовой, e-mail, SMS переписки. Некоторые неудобства такой формы работы с успехом компенсируются дополнительными «плюсами» дистанционной работы: анонимность, выбор времени работы корректируемым по возможностям и актуальности (что вводит его в состояние перманентной идеокоррекции), невозможность скрытой суггестии идеоаналитика, более самостоятельная и активная работа корректируемого и пр.

        В тех случаях, когда спокойная идеокоррекция невозможна ввиду характера, скажем, тяжкой зависимости или запущенной болезни, тогда требуется дополнительные методики, воплощающие генеральный парадоксальный метод в самом лечении, обеспечивающий необходимый фон для процесса идеокоррекции. Например в наркологии см. – «Парадоксальное дециклирование», в онкологии см. – «Новая философия рака» (подходы еще требуют своего развития).

        Существенное отличие идеоанализа от психотерапии кроме прочего состоит в том, что он малочувствителен к проблематике самого идеоаналитика. Система коррекции такова, что сглаживает огрехи, вызванные тенденциозностью корректора. Аналитик, будучи, например, «объективистом», «негативистом», вполне успешно может эти же тенденции исправить у корректируемого...

        В глобальном смысле идеокоррекция предлагает практические инструменты решения проблемы отчуждения (разрушения целостной личности, чувства «Я», обезличивания, отказа от признания очевидностей), связываемой философией с дегуманизацией общества, вызванной господством рационализма, культом науки и техники, утратой многими людьми частной собственности, глобализацией и бюрократизацией социальных институтов.

        В российской актуальности идеокоррекция направлена также на адаптацию человека в изменяющейся, реформируемой среде, ситуации аномии (смешения ценностей). Особенно актуальной российской тенденциозностью, стопроцентно уничтожаемой в ходе идеоанализа, является рабское мышление (по теории тенденций – «объективизм»)...


Список рекомендованной литературы.



© 2005 Юрий Кузнецов