home

 

ТЕОРИЯ ТЕНДЕНЦИЙ

(Теория отношений, динамический взгляд на человеческое мышление, причина человеческой деструктивности, сущность эволюции человека, качественное отличие человека от животного и др.)

 

        В физике существует понятие «поля», но это всего лишь представляемая модель (хотя и весьма удобная), а не объективная реальность. На самом деле исчерпывающего доказательства существования «поля» не существует. «Поле» проявляет себя только лишь во взаимоповедении не менее двух объектов (один из которых может быть, например, датчиком прибора, измеряющего характеристики «поля»). Это автоматически означает, что, наряду с существованием «поля», мы можем предполагать, что его не существует как некого «эфира» между предметами, а есть некие отношения, проявляемые этими предметами при каком-то пространственном приближении друг к другу. Мы в равной степени вправе, и даже обязаны рассматривать отношения и как отдельные проявления «поля», и как внутренние свойства предметов, каким-то образом «чувствующими» друг друга и относящимися друг к другу (например — притягивающимися) на расстоянии, но между предметами ничего нет. Это так же адекватно, как дуалистический взгляд на свет, рассматривающий корпускулярную и волновую природу света в дополнении (а не в противоречии).

        Крайние материалисты проявляют непоследовательность, когда в неживом мире рассматривают отношения (например: притяжение-отталкивание) с позиции существования «полей», а отношения живых существ и человека приписывают свойствам самих субъектов отношений. Если отношения на физическом уровне мы представляем как «поле», тогда и у живых организмов существуют такие же «поля», но более высокого порядка (не путать с популярным антинаучным понятием «биополе» — проявлением редукционизма, вульгарного перенесения материальных законов в гуманитарное поле).

        Выстроим последовательность уровней отношений («полей») по степени сложности:

        Физический («неживой») уровень отношений. Отношения определяется характеристиками элементарных частиц и их результрующей суммой.

        1) Гравитационное («поле»). Каждая физическая частица представляет собой монополь с недифференцированной полярностью (униполярный), т. е. отношения только одного «общего» типа — притяжение. Гравитационного отталкивания не существует. Подвижности отношений не существует, отношение (притяжение) неизменно при неизменном предмете.

        2) Магнитное («поле»). В основе — диполь, только и только двуполярный (дискретный). В отношениях к притяжению добавляется отталкивание в связи с разницей «северной» (N) и «южной» (S) полярности. Появляется ограниченная подвижность отношений при неизменном предмете — намагничивание-размагничивание.

        3) Электрическое («поле»). Тут появляются монополи, имеющие одну из полярностей отдельно «+» или «-»: ионы — положительный заряд («плюс»); электроны — отрицательный («минус»). В отношениях появляется подвижность — изменение самих по себе отношений («поля») без изменения предмета (в зависимости от перемещений элементарных монополей — электронов и ионов).

        Биологический («живой») уровень отношений. Отношения определяется не суммой отношений элементарных частиц, а их системой, которая является самостоятельным субъектом отношений, отдельным и достаточно независимым от подчиненных элементов системы.

        1) Ботанический (растительный) уровень. Отношения системы по «гравитационному» элементарному образцу — однополярное статичное притяжение (к месту, питанию, солнцу и пр.) Подвижности отношений нет.

        2) Зоологический (животный) уровень. Отношения системы по «магнитному» элементарному образцу с дискретной составляющей: притяжение и отталкивание, ограниченная изменяемость отношений по модулю (усиление-ослабление притяжения и отталкивания).

        3) Гуманитарный (человеческий) уровень. Отношения системы по «электрическому» элементарному образцу — многообразны. Отношения подвижны, изменяемы сами по себе и по модулю, и по знаку, и по характеру. Процесс изменения отношений, собственно, и есть человеческое мышление — процесс изменения идеи (идея есть выражение отношений, в любой идее больше ничего нет, кроме отношений).

        Качественное отличие человека от животного состоит в том, что он обладает динамической системой отношений. Только человек обладает свободой сотворения новой идеи (новых отношений) — свободой творчества. Животные и растения имеют статические, неизменные, неотрывные от ситуации и от наличия реального объекта отношения, в отличие от человека, не могут творить новое, выходить за пределы объективной физической реальности. Максимум животной свободы — пассивная свобода выбора (в отличие от активной человеческой свободы творчества).

        Существенное изменение условий обитания приводит к гибели животного вида, остается лишь небольшой шанс на адаптацию — мутационные изменения. Гарантий на выживание никаких нет, т. к. мутации — процесс случайный, лотерея, причем в небольшом диапазоне — где-то срабатывает, а где-то нет.

        Человек, обладая подвижной, динамической системой отношений, сверхадаптивен не только в текущих изменениях среды обитания, но и способен защитить себя и окружающую жизнь от катастроф любого рода — от природных, техногенных до космических. Это, скорее всего, и является глобальной целью эволюции человека — защита от катастроф, т. е. качество, которого до человека не мог обрести никто. (Подробнее о гуманитарной теории катастроф в ст. «Закон “Титаника”»)

Отсюда:

        Причина человеческой деструктивности (разрушительности) в «недодинамичности», статичности, залипании отношений на животном уровне (то ли вследствие неоконченной эволюции человека, то ли еще каких-либо объективных и субъективных причин), тенденциозности мышления — застывших «измов» (косности, отвердения, «зацикленности», «упертости», «зашоренности»).

        Кроме прочего, любая статичная тенденциозность — это хождение по одному и тому же деструктивному кругу, повторяемым событиям и одинаковой траектории. Так принуждают к круговому вращению образцы-исходники животных и растительных отношений — гравитация и магнитное поле. Религия, пользующаяся образным языком для описания законов и свойств невидимого мира отношений, деструктивность человека называет «греховностью», а хождение по одному и тому же деструктивному кругу — «бесовством», «бес кружит», «круги ада». Наиболее жестко разрушительность («греховность») была связана с круговым движением, из которого не вырваться, т. е. «рабством» в христианском учении (Подробнее в ст. «Аксиология учения Иисуса Христа»).

        Для адекватного отражения реальности мы обязаны рассматривать отношения на физическом и биологическом уровнях двусторонне в дополнении — и как свойства самих субъектов-объектов отношений (идеализм), и как свойства находящегося между ними «поля» (материализм). Говоря о «полях», необходимо отметить, что существуют некоторые общие свойства «полей» физического и биологического уровня. «Хождение по кругу» отношений биологических — это ничто иное как колебательное движение, имеет частоту и амплитуду, и подвержено волновым явлениям индукции и резонанса при совпадении гармоник частот. Разница между резонансами на физическом и биологическом уровне лишь в том, что биологический резонанс самоподстраивающийся, «залипающий». Общим для всех проявлений резонанса является т. н. «пондеромоторное» взаимодействие — это эффект возникновения сил притяжения и оталкивания между резонирующими объектами, альтернатива прямому («полевому») взаимодействию. В живой системе все виды отношений/взаимодействий функционально обусловлены отношением самой системы, но если резонанс подчиняет себе систему, то это есть проявление деструктивности. Вот некоторые из таких случаев (описаны в порядке гипотез, но легко проверяемых и подверженных экспериментированию):

        На личном уровне воплощением деструктивного резонанса являются зависимости, в том числе наркологические (любой зависимый существует в цикле «приём-абстиненция-приём-абстиненция...», и колебательная работа всех органов и систем организма зависимого находится в резонансе с этим циклом, подробнее в ст. «Парадоксальное дециклирование»).

        На социальном, общественном уровне индуктивно-резонансную природу имеет такое явление как фашизм (фашизм — человеческое проявление общего свойства всех групп живых организмов, проявляемого в форс-мажорных условиях, подробнее в ст. «Новый взгляд на фашизм»). Там так же в основе взаимодействия лежит пондеромоторное притяжение/отталкивание между людьми, вошедшими в одинаковый образ мышления.

        На биологическом уровне резонанс лежит в основе взаимодействия раковых клеток, исключенных из функциональных взаимоотношений, но, тем не менее, не разбегающихся друг от друга и взаимно притягивающихся пондеромоторными силами, которые вообще образуют альтернативную системе организма антисистему — раковую опухоль. (Подробнее в ст. «Новая философия рака»).

        На государственном уровне такой же системной аномалией, альтернативной антисистемой, как рак на биологическом уровне, является империя — деструктивное паразитическое образование, альтернативное и подавляющее культуры (естественные функциональные системы отношений). Динамические системы отношений империя заменяет статичным императивным (навязанным сверху силой) порядком. (Подробнее в ст. «Канцерократия»).




        Для анализа идеи, понимания ее структуры существуют понятия «субъект», «объект» и «отношение». Субъект ("Я") — начальная точка, старт отношения; объект ("не-Я") — то, на что направлено отношение. Различие субъекта и объекта как раз призвано обозначать направление отношения, иначе эти понятия не имели бы никакого смысла.


Структура идеи: субъект(S) – отношение(R) – объект(O)
Также отношение можно представить в виде вектора, где субъект и объект – точки его начала и конца, лишь задающие направление отношения.

       

        Чтобы рассмотреть всю возможную палитру тенденций, нужно прежде всего разделить их по уровням, суть которых состоит в оценке субъектом объекта с трех разных позиций: как один объект, как два объекта и как множество объектов. Идея — это лишь выражение отношений, а значит она так же должна отражать три уровня отношений представленных в неживом мире как гравитационное, магнитное и электрическое «поля», на биологическом уровне — в растительном, животном и человеческом типе отношений:

        I. Общий уровень — объективное оценивается как один целый объект, в психологии уровень представлен как поведенческий (бихевиоризм);
        II. Дискретный уровень – объективное состоит из двух суб-объектов, это есть возможности логики, связывающей исключительно два объекта (там, где много объектов, логика прибегает к анализу и синтезу, чтобы, опять же, оперировать двумя объектами), в психологии уровень представлен как рациональная часть мышления;
        III. Континуальный уровень – объективное состоит из множества суб-объектов, как множество, процесс, протяженность, континуум. В психологии считается эмоциональной сферой психики, иногда называется иррациональной, что не совсем правильно, т. к. она не противоречит рациональной (дискретной) части мышления, а служит равноправным ее дополнением.

  

I. Общий уровень мышления и отношений. Объективное «не-Я» – единое целое.

        Можно выделить три определенности в отношении субъективного к единому объективному, три взаимных приоритета трех инстанций: субъективного, отношения и объективного. Каждая определенность рождает свою тенденциозность, свою оппозицию двух противоположных тенденций.

        1. Тенденции взаимного приоритета субъективного и объективного можно обозначить как субъективизм/объективизм. Более значительными являются ценности внутренние, субъективные, либо внешние, объективные. Можно сказать, что «Я» стремится оставаться всегда внутри, или присваиваться объектам вовне, оценивать объективное с объективных же позиций.

Субъективизм
Тигр – явный индивидуалист
– субъективист, как все кошки «гуляет сам по себе»...
(здесь и далее для образности и легкости запоминания представлены животные, у которых либо имеются рассматриваемые тенденции отношений, либо эта тенденциозность ассоциируется с этими животными образно, по традиции)

        Субъективизм представлен в идеях индивидуализма, персонализма, эмпиризма, эгоизма, солипсизма и т. д. Субъективистская категория: «хочу», «нравится» (диспозитивная).

Объективизм
Овца – демонстратор стадности – общее (не своё) важнее своего, «все» выглядят реальнее, нежели «Я», «Я» не существует отдельно от массы, правильное направление движения – куда пошли «все»...

        Объективизм содержится в идеях коллективизма, соборности, альтруизма, социализма, патернализма, рабства и др. Востребуется объективизм в научной, военной, административно-бюрократической деятельности. Объективистская категория: «надо», «должен» (императивная).

Пример разницы в общении субъективистов и объективистов: субъективист, извиняясь, говорит: "I'm sorry" ("Я извиняюсь", говорит о себе), а объективист: "Извините (Вы) меня" (воздействует на внешний объект)




       2. Тенденции взаимного приоритета отношения и объективного можно обозначить как непосредственность/дистанцирование. Объект выступает или более данный в отношении, или независимо от отношения. Непосредственность рождает прямой ценностный обмен, а дистанцирование его исключает, видит связь с объектом через опосредование, через другие суб-объекты.

        Непосредственность содержится в наивности, инфантилизме, в идеях человеколюбия, эпикурейства и пр.

Непосредственность
Коала – забавное доверчивое животное, которое легко спутать с плюшевым мишкой. Обитание в неагрессивных условиях сформировало непосредственный характер коал...

        Дистанцирование соотносится с манипулятивностью (объект в межличностном отношении подлежит «пробиванию» изнутри, принуждению к желаемому реагированию через обстоятельства, часто через вызов вины – манипулирование).

Дистанцированность
Лиса – символ хитрости и манипулятивности. Недостижимость целей напрямую не является для лисы препятствием...

 

Например, непосредственный ребенок, увидев игрушку, говорит: "Дай, хочу", а ребенок, воспитанный в дистанцированной среде, прибегает к манипуляции, типа: "Я же вел себя хорошо, а значит, купи мне..."




       3. Тенденции взаимного приоритета субъективного и отношения (невидимой реальности) можно обозначить как материализм/идеализм, или как субстанциональность/интенциональность, т. к. субъект "Я" изначально представлен более материально, а отношения – воображаемо, идеально. Ценности при этих тенденциях стремятся либо в материальную, либо в идейную, духовную сферу.

Материализм
Акула – символ всецелой направленности на материальную пищу. Это машина-убийца, не нуждающаяся в каких-либо отношениях с кем-либо...

        Идеи материализма в настоящее время являются доминирующими в обществе, содержатся, например, в демократическом экономизме не менее чем, скажем, в коммунистическом диалектическом и историческом материализме. Наоборот, рыночный экономизм сажает человека в еще более жесткий материалистический капкан...

        Материализм всегда означает рассыпание, множественность, нестройность, неупорядоченность первичных (материальных) ценностей для человека. Идеализм наоборот приводит к стройности мышления, четкой ценностной иерархии, во главе которой встает одна-единственная – бог, потому в религии материализм называется многобожием, язычеством, идолопоклонством. Признаками материализма являются такие языческие атавизмы, как мистика, магия, вера в физические чудеса. Идеализм мистику и существование физических чудес отвергает. Материалисты представляют бога по физическому образу и подобию человека с какими-то сверхъестественными способностями, фокусника-волшебника, а идеалисты видят в боге не существо, а сущность, реальность отношений, невидимую, но проявляющую себя в неотвратимых и всесильных законах этих отношений...

        Практически все церкви, все конфессии в настоящее время являются в той или иной степени языческими, даже если они декларируют монотеизм (поклонение единому богу). Например, иудаизм, христианство и ислам, будучи рождены как чистые монотеистические учения, вследствие народного и церковного «творчества» постепенно дрейфуют в многобожие-язычество-материализм, и продвинулись в этом направлении в пропорциях, соответствующих возрасту этих трех религий...

Идеализм
Легендарная лебединая верность, исключительная моногамность лебедей, выражающаяся в том
, что, потеряв пару, лебедь погибает – это демонстрирует первичную значимость для этих птиц отношений (невидимых уз, нематериальной связи)...

 

Пример разногласий материалистов и идеалистов: для материалиста очевидно существование физических полей, на что идеалист говорит, что нет никаких опытов и подтверждений существования этих полей, физические объекты как-то друг к другу начинают относиться при приближении, и это свойство самих объектов, а между ними ничего нет.




 

II. Дискретный уровень мышления и отношений. Объективное «не-Я» = 2 «суб-не-Я».

        При разделении объективного на суб-объекты в отношении появляются ещё три аспекта, три определенности: степени расщепления субъективного, отношения и объективного.

        1. Тенденции к единству или разделению субъективного в отношениях к суб-объектам (субъект относится к двум суб-объектам то ли с единых позиций, то ли оценивает каждый суб-объект с другой позиции "Я") можно обозначить как холизм/эклектицизм (целостность/расщепленность мышления).

        Холизм (монизм, целостность) выражается в ригидном, единообразном, одномерном отношении к объективному, в крайнем выражении в межличностном отношении приводит к дезадаптации в радикально различных ценностных средах.

Холизм (монизм)
Орел – признанный символ целостности, единства, собранности, что вызвало употребление орла на гербах стран, декларирующих основными эти качества. Это, как правило, полинациональные, поликультурные, имперские государства...

        Эклектицизм может трактоваться как расщепление личности – сосуществование различных систем ценностей внутри одного индивида.

Эклектицизм (расщепленность)
Росомаха при своих небольших размерах считается чуть ли не самым опасным животным на свете ввиду своей непредсказуемости. Что от нее ожидать – неизвестно, она может вести себя и как хитрая лиса, и нападать как злобный волк, вмещает в себя несовместимые качества. В нарицательном смысле росомахами называют людей несобранных...

 

Человек со склонностью к расщеплению, при встрече с трудностью, создает суб-личное Я, с точки зрения которого эта трудность уже не существует, что уводит от решения насущной проблемы, а недостаток человека целостного состоит в том, что он лишен возможности многостороннего взгляда на одно явление, в связи с чем может не видеть простое решение нерешимой для него проблемы.





        2. Тенденция единства отношения к дискретному объективному выглядит как детерминированная оценка, абсолютизирующая один из суб-объектов, а расщепление отношения, независимость оценки ничто иное, как относительность. Эти тенденции можно обозначить как детерминизм/релятивизм. Детерминизм выражается в несвободном, преимущественно логическом, каузальном мышлении, а релятивизм в независимости суждений, в крайнем выражении приводит к обезволиванию, безынициативности, нигилизму, цинизму.

        Маркерами детерминизма в межличностных отношениях являются абсолютистские высказывания, поиск первопричины, ориентация на авторитеты, иерархичность, а релятивизма – свободная подмена причины и следствия, отсутствие линейности суждений.

Детерминизм
Лев традиционно называется «царем зверей» вследствие того высшего положения на иерархической лестнице, которое он занимает в прайде (группе) с соответствующим такому статусу мышлением и поведением, всегда устанавливающим порядок-иерархию. Такой порядок свойственен агрессивным животным, обитающих в жестких условиях выживания...

Детерминированное мышление и пирамидальная система отношений более всего свойственна милитаристским культурам, а релятивизм более свойственен невоинственным народам и диктует свободную неиерархическую (плоскую) систему отношений.


Релятивизм
Хамелеон меняет свою окраску относительно расцветок, среди которых находится – такая маскировка делается как с целью защиты, так и с целью охоты. Дополняет образ релятивного (относительного) приспособленчества и необычное устройство глаз хамелеона, которые могут смотреть в любую сторону совершенно независимо друг от друга...

 

Пример неразрешимого спора детерминиста с релятивистом: детерминист утверждает, что Земля вращается вокруг Солнца, на что релятивист говорит: "Не обязательно, всё зависит от выбора точки координат, если она на Земле, то Солнце вращается вокруг Земли, а если точнее, то оба они вращаются вокруг некого общего центра масс..."




 

        3. Тенденции к разделению/объединению объективного можно обозначить как синтетизм/аналитизм. Тенденции соответствуют описательно с соответствующими традиционными когнитивными стилями. Маркерами синтетичности являются образные выражения, представление объективного как единого целого, общие высказывания, а аналитичности – попытки понять целое, разделяя его на части.

Синтетизм
Кошка является примером синтетического мышления – она ничего не «переваривает», не обдумывает, пытается постичь ситуацию целиком и просто к ней подстроиться. Это создает трудности, например, для дрессировки кошек – неопытному дрессировщику не понять, почему, в отличие от других животных, на кошку почти не действует система поощрений и наказаний...

        В абсолютном большинстве случаев у людей с образно-синтетическим мышлением наиболее активно правое полушарие, а большинство «аналитиков» наоборот левополушарные. Однако такая физиологическая привязка абсолютным «приговором» не является – подобно тому, как человек может изменить тенденциозность своего мышления и своей системы отношений, так и относительная активность его полушарий может меняться в течение жизни.

Аналитизм
Возможно, традиционно приписываемая змеям мудрость не отражает никаких сторон их мышления, а связана лишь с тем, что физический образ движения змеи похож на извилистое движение аналитической мысли...
Знак вопроса символически изображает змею 
 «?»... Лейбниц избрал для отображения знака интеграла змеевидную форму  «»...

Вот как обрисовал принципиальную разницу между мышлением синтетическим (он назвал его «художественным») и аналитическим физиолог И. П. Павлов: «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без разъединения. Другие – мыслители – именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части, и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».





 

III. Континуальный (аналоговый) уровень мышления и отношений. Объективное «не-Я» = множество «суб-не-Я» (множество ценностей).

Шкала ценностей

        При множественном, комплексном объективном возникает вопрос о группировке суб-объектов по принципу приемлемости, формировании континуума, расстановке отношений к суб-объектам по шкале ценностей, иначе взаимодействие с объективным превращается в спонтанное, теряется всякий смысл отношений. Шкала ценностей имеет три определенности: баланс положительных и отрицательных ценностей (соответствует логарифмической математической функции), степень растянутости, обособленности, выделенности суб-объектов (соответствует дифференциальной математической функции), и определенность в разделении положительных и отрицательных ценностей, степень выделенности их границы, «нормы», нейтральных ценностей (в математике – функция интегрирования). Эти определенности рождают соответствующие тенденциозные оппозиции:

        1. Дисбалансы выделения положительных и отрицательных ценностей в отношении к комплексному объективному можно обозначить как негативизм/позитивизм. Негативизм выражается в преимущественной ориентации на отрицательное, что превращает жизнь субъекта отношения в постоянную борьбу.

Негативистская шкала ценностей – актуальны только ценности отрицательные, положительные не воспринимаются и не притягиваются.

Негативизм
Гиена демонстрирует негативизм в животном мире – питается падалью, вынуждена выживать, борясь со всеми и вся, для чего снабжена злобным характером и острыми зубами. Негативистская борцовость у гиен развита настолько, что они – единственные млекопитающие (если не считать человека), способные к братоубийству...

        Примером ущербности устойчивого негативизма можно считать крах революционно-коммунистической идеологии, провозглашавшей жизнь как борьбу с различными отрицательными явлениями и «врагами». Подавление отрицательного означает ноль, а не достижение положительного качества (к положительному еще нужно присоединиться, нельзя «бороться за хорошее» – это нонсенс, категориальное нарушение, за позитив бороться нельзя, бороться можно только с негативом). Соответственно, негативистская «борцовская» идеология никогда не выходит на позитивное существование, что естественным образом рано или поздно заканчивается полным саморазрушением...

        Позитивизм выделяет положительные ценности, борьбой с отрицательным пренебрегается, основной формой отношений становится присоединение, что в крайнем выражении приводит к пренебрежению опасностями.

Позитивистская шкала ценностей – актуальны только ценности положительные, отрицательные не воспринимаются и не отталкиваются.

Позитивизм
Бабочку можно считать символом позитивизма, ни с чем не борющейся, эпикурейски порхающей по цветам и радостям жизни, и если бы бабочка не была всего лишь кратковременной переходной морфологической формой, то она бы просто не выжила в мире, полном трудностей и опасностей...

Известный пример негативного и позитивного оппозиционного взгляда на один и тот же предмет, когда негативист говорит – «стакан наполовину пуст», а позитивист – «стакан наполовину полон»

Примечание: В этом смысле примечателен религиозный переход от иудаизма к христианству. До христианства были исключительно ограничивающие ветхозаветные имеративы, т. н.«десять заповедей», согласно легенде, явленнные на скрижалях Моисею – «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», и так далее все заповеди с «НЕ...», т. е. негативные. Христианство дополнило нравственный кодекс позитивными ценностями – теми, к которым надлежит стремиться. Это изложено в Евагелии, в основном в Нагорной проповеди («проповеди о блаженстве») Иисуса Христа – «блаженны духом нищие...», «блаженны чистые сердцем...», «блаженны миротворцы...», «блаженны гонимые за правду...», и т. д. Система ценностей обрела полноту (негативные ценности уравновесились позитивными) и подвижность – человек оказался в движении от чего-то к чему-то, что обеспечило бурный цивилизационный рывок. Миссия христианства в этом смысле выражена в словах Иисуса: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить...» (Мф. 5:17) («исполнить» в старославянском означало «дополнить»)
 




        2. Степень растянутости/сжатости шкалы ценностей, в конечном итоге, означает количественное разделение объективного на суб-объекты, их взаимную дифференциацию. Тенденцию отношения субъективного как к широкому/минимизированному объективному можно обозначить как комплексность/избирательность. Эти тенденции также можно представить как гипо- и гипердифференциацию ценностей. При комплексности (гиподифференциации) сглаживаются относительные различия между ценностями, они «слеплены», рождается проблема выбора, он становится спонтанным, случайным, формальным, а при избирательности (гипердифференциации) в восприятии участвует малая группа ценностей, сильно различающаяся по значимости.

Комплексная шкала ценностей – воспринимается огромная группа ценностей, различия между ними почти нет (не дифференцируются).

Комплексность (гиподифференциация)
Свинья, будучи исключительно ценным сельскохозяйственным животным, вызывает к себе настолько плохое отношение, что в некоторых культурах она презирается, считается скверным животным, а в исламе свинина просто запрещена к употреблению. Парадокс в том, что злую шутку играет со свиньей ее неприхотливость – свинья приспосабливается к любым, самым невыносимым для других животных условиям выживания, в связи с чем она не дифференцирует ни место где находится – везде хорошо, даже в грязи, ни пищу, которую потребляет – всё годится, что желудком переваривается...

 

Избирательная шкала ценностей – воспринимается малая группа актуальных ценностей, они хорошо различимы (дифференцируемы) между собой.

Избирательность (гипердифференциация)
Избирательность волка выражается, например, в его исключительной осторожности – мимо его внимания не пройдет ни одна мелочь, что делает волка почти неуязвимым для обычных охотников. Это же супервнимание к любой мельчайшей детали окружающей обстановки делает его самого непревзойденным охотником...

 

Например, для человека с комплексным подходом всё равно – играть в шашки, или устранять аварию – всё по значимости одинаково, но зато он неприхотлив, избирательный же не может заниматься второстепенными делами, не решив главных, однако он более требователен к объективным условиям...




        3. Граница между положительными и отрицательными ценностями, «норма», очевидно, рождается на основе интеграции всех актуальных ценностей, их усреднения. Тенденции интегративной способности отношения к комплексному объективному, рождающему выраженную/размытую границу между положительными и отрицательными ценностями, можно обозначить как тенденциозность/толерантность. Эти же тенденции также можно представить как гипер- и гипоинтеграцию ценностей.

Гиперинтегрированная шкала ценностей – ценности жестко разделены на положительные (приемлемые) и отрицательные (отталкиваемые), нейтральных ценностей практически нет.

Тенденциозность
У крокодила невелик выбор отношений – либо съесть, либо не есть. С такими зубами рептилии ни к чему все тонкости отношений...

Очень часто люди с развитой способностью интегрировать ценности становятся морализаторами, уверенными, что знают – что такое хорошо и что такое плохо, а люди, недостаточно интегрирующие происходящее, слывут аморальными...

Гипоинтегрированная шкала ценностей – ценности больше тяготеют к нейтральным, разница между положительными и отрицательными ценностями невелика, путается.

Толерантность
Не нуждается в комментариях собачья способность дружественно и преданно воспринимать человека таковым, каков он есть, даже если тот сам к собаке плохо относится...

 

Например, тенденциозный, невзирая на окружающую среду, может продвигать идею, абсурдную, разрушительную для данной среды, а толерантный может подстраиваться сам под разрушительное внешнее влияние.




 

        Представленные 9 оппозиций - 18 тенденций отношения представляют собой динамическую систему идеи, мышления, могут служить в качестве гуманитарной характеристики (диагностики) личности, образуют её профиль тенденциозности, соответствующий, или не соответствующий объективным условиям её существования, отвечающий на те или иные вопросы, связанные с мышлением и отношениями конкретного человека.

        Следует заметить, что тенденций существует множество, данные тенденции выделены как основные, исходные, с целью максимальной унификации, объединения их в систему, имеющую четкий логический смысл, что дает возможности для решения практических проблем, как это делается, например, в идеоанализе (идеокоррекции) – методе уничтожения деструктивной системы мышления (внешней и внутренней разрушительности)...

        В практических целях иногда важно отметить ещё две популярные синтетические, групповые, результирующие тенденции, часто встречающиеся в реальной жизни в структуре идей и личности:

виртуализм (эскапизм) – перенос интеллектуальной, эмоциональной деятельности в мнимую иллюзорную сферу, отрыв от актуальной, физической реальности;
рационализм - перевес тенденций II-го, дискретного уровня (по представленной системе) по отношению к континуальным (эмоциональным), и общим (поведенческим) тенденциям. Противостоят рационализму: сенсуализм, как чуственный метод познания, а также брутализм, как отказ вообще от познания.

Примечание: трехуровневая схема мышления основана не только на логически-теоретических, но и на экспериментально-психологических данных, различных исследованиях. Например, таких как исследования лингвистом Питером Гордоном племени Пираха, обитающего в дебрях Амазонии (Бразилия): в числовом языке племени есть только три слова – «один», «два» и «много», что и подтверждает качественное отличие отношения к единичному целому объекту (работают рефлексы), к двум объектам (работает рациональное мышление), и к множеству объектов (работает континуальное, эмоциональное мышление). Теория тенденций – единственная, которая объясняет такое явление. Феномен племени Пираха можно рассматривать как идеальный естественный природный эксперимент, подтверждающий теорию...




Отдельной тенденцией является общий системный сбой (не нарушение отношений, а ущерб системы как таковой), переход системы (отношений) в антисистему – отчуждение. Если до того речь шла о деформациях отношений, то отчужденность состоит не в деформации, а в ослаблении и, в конечном итоге, отказе от отношений вообще, переход в злокачественную реальность анти-отношений. Образуется антисистема, которая может существовать только паразитически, пока не кончится кормушка. Антисистема обречена на гибель, т. к. жизнь – это динамика отношений, антисистема же стремится из отношений выйти (отчуждение).

То, что образуется при фашизме, является именно такой антисистемой. Также злокачественной антисистемой является рак (см. статью «Новая философия рака»). Вид «государственного рака» – империя (см. статью «Канцерократия»). Во всех этих антисистемных воплощениях запрограммировано самоуничтожение.

Отчуждение
Символом отчужденной антисистемы можно считать саранчу в период засухи, когда с нею происходит метамофоза – саранча сбивается в несвойственный ей в нормальных условиях рой, становится агрессивным пожирателем всего и вся. Безобидное насекомое превращается в злостную энергичную тварь. Гармония природных отношений уступает место гипертрофированным потребностям...

В антисистеме субъект и объект находятся не в отношении, а столкновении – отчужденном вынужденном взаимодействии.






*Список рекомендованной литературы.



© 2005 Юрий Кузнецов